ФИЛОЛАЙ


ФИЛОЛАЙ
    ФИЛОЛАЙ (Φιλόλαο?) из Кротона (ок. 470 - после 400 до н. э.), пифагорейский философ и ученый. В результате антипифагорейского выступления ок. 450 бежал в Фивы, где долгое время жил и учил; в конце жизни, вероятно, переселился в Тарент. Сведения о его встрече с Платоном, посетившим Италию ок. 388, недостоверны. Ф. написал трактат «О природе», от которого дошло несколько десятков фрагментов и свидетельств. Спор об их аутентичности продолжался почти полтора века, сейчас подлинными признаются фрагменты В 1-7, 13, 17 и ряд свидетельств, остальные восходят к псевдопифагорейской литературе. Вопреки легендарной традиции, Филолай не был первым, кто опубликовал пифагорейское учение, ранее устное и тайное. До него книги писали Алкмеон, Гытгас, Менестор и Гиппон, которые, как и Ф., излагали собственные взгляды. Для Платона и Аристотеля книга Ф. была одним из важных источников по пифагореизму, однако первый относил к Филолаю лишь запрет самоубийства (А 1а), а второй - невнятное изречение (В 16). Многие идеи, которые античная док-сография, восходящая к Теофрасту, приписывает Ф., Аристотель передает просто как «пифагорейские».
    Тематика трактата Ф. весьма обширна: от онтологии он переходит к гносеологии, затем к космологии и астрономии, касается других точных наук и заканчивает физиологией и медициной. Под влиянием элеатов Ф. модифицировал начала Пифагора («предел» и «беспредельное»). Его «космос» состоит из «беспредельных и пределополагающих вещей» (та аттеьра καὶ τὰ ττβραίνοντα), которые объединяет и упорядочивает «гармония» (В 1). Воспитанный в традициях пифагорейской математики, Ф. первым ввел число и точные науки в целом в философский контекст, построив на их основе гносеологическую теорию. Как и Алкмеон, он полагал, что полное и достоверное знание о мире доступно лишь богам (В 6), но если Алкмеон предлагал основывать человеческое знание на «свидетельствах», то Ф. искал опору в математике и родственных ей науках. Его тезисы таковы: «если бы все было беспредельным, то невозможно было бы ничего познать» (В 3); «все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать» (В 4). В них выражена близкая многим математикам идея: вещи познаваемы лишь в той мере, в какой они выразимы в числах. Ф. отнюдь не считал, что «всё есть число» (так интерпретировал его Аристотель), его число - это не онтологическое начало, а функция «предела», который вносит определенность в этот мир, делая его тем самым познаваемым.
    Как ученый Ф. проявил наибольшую оригинальность в астрономии. В отличие от раннепифагорейской системы, в центр небесной сферы он поместил не Землю, а огненное тело, Гестию (ср. огонь Гиппаса), первой возникшую в процессе космогонии (В 7). Вокруг нее по кругам равномерно вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд. Тела, более близкие к центру, вращаются быстрее: Земля делает оборот за сутки (это объясняет смену дня и ночи), Луна за месяц (поэтому лунный день в 15 раз длиннее земного, а лунные животные в 15 раз больше) и т. д. Солнце является стекловидным телом и отражает свет Гестии, которая, как и Антиземля, нам не видна, поскольку мы живем на обращенном в другую сторону полушарии. Антиземля была, вероятно, введена для объяснения большей частоты лунных затмений по сравнению с солнечными. Таково объяснение Филиппа Опунтского и Аристотеля (58 В 36), последний, впрочем, приводит еще одну, явно надуманную причину: желание довести число небесных тел до «совершенного числа» 10 (Met. 986alO). Между тем небесных тел в системе Ф. не 10, а 11, кроме того, число 10 никакой роли в пифагореизме не играло. Несмотря на ряд фантастических элементов, свойственных теориям многих досократиков, в целом система Ф. была серьезной попыткой объяснить небесные явления. Его последователи Гикет и Экфант заменили вращение Земли вокруг Гестии ее суточным вращением вокруг собственной оси.
    Помимо астрономии Филолай обсуждал также арифметику (В 5), геометрию, которую он называл «метрополией» других наук (А 7а) и гармонику, дав математическое выражение музыкальных интервалов от октавы до полутона (В 6а). В физиологии Ф. следовал Алкмеону (мозг - центр сознания, А 13) и другим пифагорейцам (Гиппон, Менестор), объяснявшим деятельность организма взаимодействием теплого и холодного. Причины болезни он видел во влиянии внешних факторов на кровь, желчь и флегму (А 27).
    Источники: DK I, 398^419; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 432-^6.
    Лит.: Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Camb. (Mass.), 1972; Nussbaum M. Eleatic Conventionalism and Philolaus on the Condition of Thought, -HSCPh 83, 1979, p. 63-108; Huffman С A. Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic. Camb., 1993; Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994; Он лее. Some Notes on Philolaus and the Pythagoreans, - Hyperboreus 4, 1998, p. 243-270. См. также лит. к ст. Пифагореизм.
    Л. Я. ЖМУДЬ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "ФИЛОЛАЙ" в других словарях:

  • ФИЛОЛАЙ —          из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель древнего пифагореизма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМина ру) жил и учил в Фивах, а также в Таренте, где его учеником и преемником в качестве главы пифагорейской… …   Философская энциклопедия

  • Филолай — Φιλόλαος Дата рождения: вторая половина V в до н.э Научная сфера: философия Научный руководитель: Пифагор Известные ученики: Архит Тарентский Филолай ( …   Википедия

  • Филолай —     Филолай Кротонский, пифагореец. Это у него Платон просит Диона купить пифагорейские книги. Погиб он по подозрению в покушении на тираническую власть8 67. У нас о нем есть стихи:         Сколь великую силу имеет меж нас подозренье:         Кто …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Филолай — (Φιλόλαος, Philolaus) ученик Пифагора, современник Сократа и Демократа. Родиной Ф. был г. Тарент в Южной Италии (по Диогену Лаэртскому Кротон). Когда демократическая партия в Метапонте восстала против пифагорейцев, причем дом, в котором они… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Филолай —         (Pilolaos) (2 я пол. 6 в. до н.э., Кротон, Юж. Италия 1 я пол. 5 в. до н.э.) др. греч. философ пифагореец. Его соч. О природе (сохранилось в пересказе др. философов) посвящено изложению учения Пифагора. По Ф., природа и весь мировой… …   Музыкальная энциклопедия

  • ФИЛОЛАЙ —    • Philolāus,          Φιλόλαος,        1. прозвище Асклепия, под котором он имел храм при Асопе в Лаконии. Paus. 3, 22, 9;        2. сын Миноса и нимфы Парии на Паросе, убитый Гераклом. Apollod. 3, 1, 2. 2, 5, 9;        3. коринфянин,… …   Реальный словарь классических древностей

  • Филолай — (2 я пол. V в. 1 я четв. IV в.)    др. гр. философ пифагореец и астроном. Происх. из Кротона. После разгрома пифагорейского союза бежал из Италии в Фивы (по др. свед., Ф. был убит в Кротоне по подозрению в покушении на тиран, власть). Гл. соч. Ф …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Филолай —           (5 в. до н..э.) др. греч. философ, ученик Пифагора, современник Сократа. Ф. написал на дорий ском диалекте три книги «О природе», из к рых сохран. неск. фрагментов в передаче Диогена Лаэртского, Стобея, Боэция, Климента и др …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Филолай —         из Кротона или Тарента, греч. философ, современник Сократа, крупнейший представитель др. пифагорейской философии. Объяснение мира он видел в противоречии между определенным (число как формирующий принцип) и неопределенным (бесформ, масса) …   Словарь античности

  • ПИФАГОРЕИЗМ — совокупность др. греч. филос. и научных концепций, восходящих к Пифагору (6 в. до н.э.) и основанному им замкнутому элитарному духовному обществу в «Великой Греции» (греч. города гос ва на юге Аппенинского полуострова и на востоке Сицилии). Почти …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.